Тип «С» XVI Серии (Проект 97).
1. Количество подводных лодок проекта: 11 (недостроены) + 10 (не закладывались)
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ЛЕНИНГРАД: Завод № 196 (4+1) |
||||||
1 |
С-45 |
145 |
12.1940 |
- |
- |
на 22.06.1941 готовность 16% |
2 |
С-46 |
146 |
12.1940 |
- |
- |
на 22.06.1941 готовность 16% |
3 |
С-47 |
154 |
20.02.1941 |
- |
- |
на 22.06.1941 готовность 4,6% |
4 |
С-48 |
155 |
20.02.1941 |
- |
- |
на 22.06.1941 готовность 4,6% |
5 |
С-49 |
156 |
20.02.1941 |
- |
- |
Заложена формально, |
НИКОЛАЕВ: Завод № 198 (3+3) |
||||||
6 |
С-58 |
371 |
22.04.1941 |
- |
- |
на 22.06.1941 готовность 3,3% |
7 |
С-59 |
372 |
22.04.1941 |
- |
- |
на 22.06.1941 готовность 2,8% |
8 |
С-60 |
373 |
22.04.1941 |
- |
- |
на 22.06.1941 готовность 1,9% |
9 |
С-61 |
374 |
- |
- |
- |
не строилась |
10 |
С-62 |
375 |
- |
- |
- |
не строилась |
11 |
С-63 |
376? |
- |
- |
- |
не строилась |
ГОРЬКИЙ: Завод №112 (4+6) | ||||||
12 |
С-27 |
300 |
31.12.1940 |
- |
- |
на 22.06.1941 - готовность 16% |
13 |
С-28 |
312 |
03.1941 |
- |
- |
на 22.06.1941 - готовность 23,4% |
14 |
С-29 |
313 |
03.1941 |
- |
- |
на 22.06.1941 - готовность 16% |
15 |
С-30 |
314 |
03.1941 |
- |
- |
на 22.06.1941 - готовность 16% |
16 |
С-39 |
315 |
- |
- |
- |
заготовлен металл, не строилась |
17 |
С-40 |
316 |
- |
- |
- |
заготовлен металл, не строилась |
18 |
С-41 |
317 |
- |
- |
- |
заготовлен металл, не строилась |
19 |
С-42 |
318 |
- |
- |
- |
заготовлен металл, не строилась |
20 |
С-43 |
319 |
- |
- |
- |
заготовлен металл, не строилась |
21 |
С-44 |
321 |
- |
- |
- |
заготовлен металл, не строилась |
В большинстве источников к XVI серии относят недостроенные заводом № 196 ПЛ С-50 и С-57, но по данным завода-строителя они относятся к IX-бис серии. Аналогичная, но обратная ситуация с недостроенными заводом № 196 ПЛ XVI серии С-45 и С-46, которые ошибочно относят к IX-бис серии. Так же к IX-бис серии ряд источников относит подводные лодки, недостроенные заводом №112: С-27 - С-30 и С-39 - С-44 - по срокам фактической и планируемой закладки (1941 год) они уже должны были относиться к XVI серии. В некоторых источниках указывается о строительстве ПЛ XVI серии на заводе №402, возможно туда были вывезены корпуса с завода №196 или №112, и уже там разделаны на металл после войны.
4. История проекта:
Важным этапом в предвоенном развитии средних лодок (1940-1941 гг.) стало проектирование цельносварных лодок XVI серии (проект 97 или тип «СМ»). В соответствии с техническим проектом, разработанным в ЦКБ-18 под руководством Ф.А. Каверена, новая лодка по размерам и внутреннему расположению в целом соответствовала избранному прототипу – лодке IX-бис серии. Детально проработанная технология ее постройки базировалась на опыте завода № 196 в создании С-21.
Технический проект был завершен в ноябре 1940 года. Главной особенностью новой серии стал цельносварной корпус. Кроме того, применили новые дизели марки 4Д с механическим наддувом. Существенным изменениям подверглись кингстоны и система управления ими — в основном с целью облегчения их монтажа. В конструкциях различных систем увеличили число шарнирных соединений: это удешевляло сборку, позволяло расширить монтажные допуски и осуществлять монтаж узлов без предварительной подгонки деталей. Также была усовершенствована система аварийного продувания балластных цистерн, для снижения шумности применена амортизация главных дизелей. Запас торпед увеличился на две штуки (до 14), была внедрена система БТС. Правда, наибольшая подводная скорость снизилась до 8,7 узла. Уменьшилась и дальность плавания экономическим ходом в надводном положении (до 8200 миль) — главным образом, за счет отказа от использования балластной цистерны №2 в качестве топливной. Удобство внутреннего расположения было достигнуто макетированием в натуральную величину.
К началу Великой Отечественной войны 11 ПЛ находились в начальной стадии постройки.
После окончания войны постройка всех лодок XVI серии была отменена из-за ничтожного задела по их корпусам и наметившегося в ходе войны перехода к новым проектам.
5. Схема проекта:
Общая схема. Укрупненный вид (328 Кб)
Общая схема подводной лодки типа С XVI серии
1 — цистерна главного балласта; 2 — дифферентная цистерна; 3 — уравнительная цистерна; 4 — цистерна быстрого погружения; 5 — цистерна плавучести;
6 — прочная рубка; 7 — торпедный аппарат; 8 — запасная торпеда; 9 — перископ; 10 — дизель; 11 — главный гребной электродвигатель; 12 — аккумуляторная батарея.
Подробная схема. Укрупненный вид (418 Кб)
Подробная схема подводной лодки типа С XVI серии *
1 - форштевень; 2 - волнорезный щит; 3 - буксирный гак; 4 - цистерна плавучести; 5 - носовая цистерна главного балласта № 1; 6 - торпедные аппараты;
7 - надводный якорь «Холла»; 8 - цепной ящик; 9 - брашпиль; 10- носовые горизонтальные рули; 11 - баллер носовых горизонтальных рулей;
12 - ограждение носовых горизонтальных рулей; 13 - шпиль; 14 - стрельбовой баллон; 15 - машинка кингстона цистерны главного балласта № 1;
16 - коробка залповой стрельбы из торпедных аппаратов; 17 - дифферентная цистерна; 18 - носовая торпедозаместительная цистерна; 19 - электропривод;
20 - запасные тореды; 21 - койки; 22 - кислородные баллоны; 23 - цистерна главного балласта № 2; 24 - доковый киль; 25 - привод носовых горизонтальных рулей;
26 - рубка гидроакустики с оборудованием; 27 - каюта командира; 28 - диван; 29 - кают-компания; 30 - стол обеденный; 31 - аккумуляторная яма;
32 - аккумуляторная батарея; 33 - выгородка батарейного автомата; 34 - носовая топливная цистерна № 1;
35 - пневматическая машинка клапана вентиляции цистерны главного балласта; 36 - цистерна главного балласта № 3; 37 - шахта командирского перископа;
38 - шахта зенитного перископа; 39 - погреб для снарядов; 40 - ящики для снарядов; 41 - выгородка гальюна; 42 - элеватор для подачи снарядов; 43 - боевая рубка;
44 - ящики для сигнальных флагов; 45 - зенитный перископ; 46 - командирский перископ; 47 - осушителыный центробежный электронасос М-125;
48 - трюмно-дифферентовочный электронасос ТП-18; 49 - колонка воздуха высокого давления; 50 - манипулятор и колонка для продувания цистерн главного балласта;
51 - машинка кингстона цистерны главного балласта № 4; 52 - ручной привод носовых горизонтальных рулей; 53 - ручной привод кормовых горизонтальных рулей;
54 - машинка кингстона цистерны главного балласта № 3; 55 - лебедка зенитного перископа; 56 - лебедка командирского перископа;
57 - кислородные баллоны емкостью 40 литров; 58 - гирокомпас ГО-МШ; 59 - цистерна главного балласта № 4; 60 - цистерна пресной воды; 61 - цистерна чистого масла;
62 - пост управления вертикальным рулем в центральном посту; 63 - штурманский пост; 64 - распределительная станция сети совещания;
65 - автоматический пускатель к насосу М-125; 66 - колонка аварийного продувания; 67 - пусковой реостат к насосу М-125; 68 - крышка горловины снарядного погреба;
69 - баллоны воздуха высокого давления емкостью 78 литров; 70 - радиорубка с оборудованием; 71 - стол; 72 - табурет-разножка; 73 - агрегат анода ЦН-3-1;
74 - агрегат накала ЦН-3-1; 75 - лаз в аккумуляторную яму; 76 - аккумуляторные шкафы радио-батареи; 77 - буфет; 78 - выгородка батарейного автомата;
79 - камбуз; 80 - мойка; 81 - стол камбузный; 82 - кормовая топливная цистерна № 2; 83 - «меч» обтекателя гидроакустики;
84 - баллоны сжатого воздуха емкостью 420 литров; 85 - вьюшка швартовного троса; 86 - аварийный телефонный буй; 87 - 100-мм орудие;
88 - бачок пресной воды в надстройке; 89 - кранец первых выстрелов; 90 - компас ГОН-25; 91 - радиопепенгатор; 92 - стойка леерной антенны;
93 - цистерна для стабилизатора; 94 - пулемет ДШК; 95 - шахта общесудовой системы вентиляции; 96 - шахта подачи воздуха к дизелям; 97 - цистерна быстрого погружения;
98 - уравнительная цистерна № 1; 99 - уравнителыная цистерна № 2; 100 - цистерна главного балласта № 5; 101 - дизель 4Д; 102 - цистерна грязной воды;
103 - пусковой баллон двигателя; 104 - расходный топливный бак; 105 - вдувной электровентилятор; 106 - привод клапана подачи воздуха к дизелям;
107 - холодильникмасла; 108 - резервный масляный насос; 109 - насос охлаждения двигателей; 110 - пусковой реостат; 111 - масляные фильтры;
112 - расширительная цистерна; 113 - цистерна циркуляционного масла; 114 - внутренний клапан газоотвода дизеля с приводом;
115 - привод наружного клапана газоотвода дизеля; 116 - глушитель газоотвода дизеля; 117 - цистерна главного балласта № 6;
118 - электрокомпрессор воздуха высокого давления; 119 - щит управления гребными электродвигателями; 120 - гребной электродвигатель;
121 - распределительная станция силовой сети; 122 - агрегат ГК-4; 123 - трехмашинный агрегат для вертикального и кормовых горизонтальных рулей;
124 - агрегат гирокомпаса ОПГ-2; 125 - двухмашинный агрегат для носовых горизонтальных рулей; 126 - выгородка гальюна; 127 - леерное ограждение; 128 - шлюпка;
129 - привод вертикального руля; 130 - штурвал и тумба ручного привода вертикального руля; 131 - привод кормовых горизонтальных рулей;
132 - кормовая торпедозаместительная цистерна; 133 - провизионная цистерна; 134 - кормовая дифферентная цистерна; 135 - цистерна кольцевого зазора;
136 - цистерна главного балласта № 7; 137 - цистерна главного балласта № 8; 138 - клапан вентиляции цистерн главного балласта; 139 - гребной вал; 140 - гребной винт;
141 - кормовые горизонтальные рули; 142 - вертикальный руль; 143 - цистерна главного балласта № 9; 144 - флагшток; 145 - кормовой флаг; 146 - торпедопогрузочный люк;
147 - леерная антенна; 148 - разобщительная муфта линии вала; 149 - упорный подшипник; 150 - электровентилятор охлаждения гребных электродвигателей.
* С подлинных чертежей ЦКБ МТ "Рубин"
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
нормальное: | 841 тонн | |
скорость хода | ||
наибольшая надводная: | 15,5 узлов | |
наибольшая подводная: | 8,7 узлов | |
экономическая подводная: | 3,0 узлов | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в надводном положении (нормальный запас топлива): | 900 (19,5) миль, 3200 (10) миль | |
в надводном положении (усиленный запас топлива): | 2500 (19,5) миль, 8200 (10) миль | |
в подводном положении: | 9,4 (8,7) мили, 135 (3) миль | |
глубина погружения | ||
предельная: | 100 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 77,7 метров | |
ширина: | 6,4 метра | |
осадка: | 4,0 метра | |
конструктивный тип: | полуторакорпусная | |
вооружение | ||
533-мм носовые торпедные аппараты: | 4 | |
533-мм кормовые торпедные аппараты: | 2 | |
общее число торпед: | 14 | |
число мин ПЛТ-3 (вместо торпед): | ? | |
число х калибр артустановок, мм: | 1 х 100, 1 х 45, пулемет ДШК | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 2 х 2000 л.с. | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 2 х 550 л.с. | |
экипаж | ||
45 |
7. Источники:
- Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
- "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
- "История отечественного судостроения", т.4, Санкт-Петербург, 1996г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Балакин С.А., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "С", Морская коллекция.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Эски" в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008г.
- Схема из книги Голосовского П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2.
- Рисунок и схема Апалькова Ю.В. из книги Гусева А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг" ч.2.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2017